Белорусский национальный костюм

Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования белорусского народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как синкретический вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда).

Традиции национального костюма развивались постепенно, под влиянием многочисленных факторов. Основные виды традиционной одежды белорусов, ее детали, способы пошива, решения декора начали складываться в средневековье. До конца 19 – начала 20 в. четко определился облик традиционного костюма, он стал классическим образцом народного искусства . Одна из важнейших характеристик белорусского костюма –необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды; отдельные атрибуты костюма восходят еще к языческой старине. Находясь в зависимости от природных условий и рода деятельности белорусов, традиционная одежда была неразрывно связана с нетронутым в течение многих веков укладом жизни и естественно вписывалась в природное окружение. Сквозь толщу времен до нас дошли древние формы, чистота орнаментальных мотивов, господство белого и красного цветов. Пластика и колорит народного костюма действовали в органичном единстве с древними ритуальными традициями, которые и по сей день сохранились на белорусской земле. В традиционной обрядности использовались специально созданные костюмы или праздничные и повседневные уборы, которые дополнялись специальными атрибутами. Детали ритуальных костюмов, как наиболее тесно связанных с религиозно-магическими представлениями белорусов, носят очевидную знаковую функцию. Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды). В конце 19 – начале 20 в. при изготовлении одежды в Беларуси использовалось браное, выборное, закладное, ремизное, переборное ткачество. На белом полотне для фартуков, головных уборов, рубах ткали или вышивали красный геометрический орнамент (растительные мотивы в орнаменте характерны для наиболее позднего времени). Суконные ткани для поясной одежды чаще всего были полихромными с насыщенным колоритом, вышивка на этих тканях почти отсутствует, а вытканный орнамент отличается смелостью цветовых сочетаний.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. безрукавки (камизельки). Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.) , а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи;

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде , состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки (В Беларуси известно множество вариантов этого поясного вида одежды: андарак, саян, понёва, летник и др.), фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. В женском комплексе одежды пояс имел такое же значение, как и в мужском. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы. Можно выделить четыре комплекса костюмов: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Для мужской и женской верхней одежды использовались сукно и овчина. Особенно декоративно выглядели праздничные свиты и кожушки оригинального кроя, щедро украшенные аппликацией и вышивкой.

Одно из архаических проявлений в традиционной одежде белорусов – геометрический орнамент, который украшает рубахи, сорочки, фартуки, головные уборы и др. Старинные узоры, сохранившиеся на одежде 19 – 20 вв., имеют в своей основе древние языческие мотивы. Орнаментальный декор народного костюма веками сохранял в себе образы, рожденные аграрными, солярными и другими культами. Со временем символы утрачивали свое первоначальное значение и превращались в апотропеические знаки. Орнамент играл чрезвычайно важную роль в композиционном строе костюма, соединяя его детали в завершенный художественный образ. Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

 
© 2007-2010
Rambler's Top100

 

Меню
Австрия
Бавария
Беларусь
Богемия
и Моравия
Болгария
Греческий костюм
Израиль
Ирландия
Испания
Италия
Костюмы Македонии
Костюмы Сербии
Мальта
Норвегия
Прибалтика
Польша
Румынский национальный костюм
Россия
Украина
Финский национальный костюм
Франция
Швеция
Шотландия


Материалы для костюма


Национальная кухня

Немецкая
Итальянская
Французская
Украинская
Греческая


Читаем вместе!